Витебское городское общественное объединение православного просвещения
 преподобной Евфросинии Полоцкой
 
Главная страница Цели и задачи Житие Евфросинии Полоцкой Новости Из опыта работы Фотогалерея, архив Новомученики Витебщины Информация
Анонсы Документы Основы православия Храмы Витебска Программы Встречи Публикации Ссылки

Статья о Кутеинском монастыре в  Орше
Новикова Полина Михайловна


                                                                                                               Сохранить наследие

Заглядывали ли вы в календарь знаменательных и памятных дат по истории Витебской области? Среди многих замечательных событий вы найдете и это: «390 лет назад (1623 г.) в г. Орше основан Кутеинский Богоявленский монастырь». Этот памятник архитектуры является одним из драгоценных камней в сокровищнице Беларуси, но, в то же время, ждет своей огранки.

Недавно члены общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой» совершили поездку в Кутеинский монастырь. У входа в Свято-Троицкий храма паломников встретил сам наместник — иеромонах Сергий  Константинов, который сразу расположил к себе слушателей своим добродушием, статностью, незаурядным умом, бережным отношением к святыне, доверенной ему. Он провел нас по монастырскому дворику, в храм, познакомил с историей этого замечательного  памятника. Думаю, его рассказ будет интересен и вам.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.

 Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются  и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.  Типография была крупнейшая на то время в Белой Руси.

Самая известная с древних времен оршанская книга «Букварь…» на белорусском языке была издана в 1631 г. в типографии Спиридона Соболя.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой. «Букварь» был недорогим и красивым. Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

 Его дело продолжалось уже под руководством игумена Иоиля Труцевича. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг, таких как:  «Лексикон» Памва Берынды (1653), «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», памятник переводной белорусской литературы «История о Варлааме и Иосафе» (1637), «Дидаскалия» Сильвестра Косова (1637), многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры,все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками.

Типография работала до 1654 году, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году на московский Печатный двор.

В 1656 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Согласно его приказу, знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим и гравёр Паисий отправились в Москву, где работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. В Москве работал и кутеинский мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё.

В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

Эта интересная и, в то же время, трагичная история монастыря тронула нас до глубины души. Тем более, что сейчас он пребывает в удручающем состоянии. Проживают здесь всего 5 монахов, которые прилагают огромные усилия для поддержания внешнего благоустройства. Но, не может такого быть, что мы останемся глухими к проблемам этого значительного не только для Беларуси памятника. А ведь для многих верующих это место, где можно очистить душу, встретить понимание, найти опору в жизни.

Так будьте же милосердны, Монастырь ждет благотворительной, финансовой помощи, волонтеров, паломников, всех, кто готов помочь возрождению святыни.

  Новикова Полина Михайловна