Главная страница Цели и задачи Житие Евфросинии Полоцкой Новости Из опыта работы Фотогалерея, архив Новомученики Витебщины Информация
Анонсы  Документы Основы православия Храмы Витебска Программы Встречи Публикации Ссылки
Основы православной культуры 


Молитва (О преподобная мати Евфросиние!...) Толковый молитвослов
Прилог к преподобной матери Евфросинии (Симеон Полоцкий) "Протестантская" Библия
Азы православия (как именуются святые) Основы религиозного просвещения


Утверждена учебная программа факультативных занятий по Основам православной культуры для 5-9 классов

Общее среднее образование

   В Беларуси создана новая учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры» для 5-9 классов учреждения общего среднего образования. Программа утверждена Президиумом Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь по социальной и воспитательной работе и рекомендована для использования в образовательном процессе с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь» (протокол № 1 от 05.04.2017).

   Программа создана авторским коллективом, в который вошли: А. В. Бройко, Т. Е. Сергеенко, М. Н. Трубач, В. В. Чечет (Под редакцией А. В. Бройко) и является основной частью учебно-методического комплекса по духовно-нравственному воспитанию учащихся V–IX классов. Программа обеспечивает преемственность работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений, реализуя основные направления воспитательной работы, заложенные в учебной программе «Основы православной культуры» для I–IV классов.

   Данная программа может быть также использована в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи в соответствии с индивидуальными запросами несовершен- нолетних обучающихся и их законных представителей. Цель учебной программы факультативных занятий «Основы православной культуры»: формирование духовно-нравственной культуры учащихся V–IX классов на основе традиционных православных ценностей. В ходе её достижения решаются следующие задачи:

    побуждать учащихся к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию;
    развивать у учащихся стремление и умение делать счастливым себя, свою семью, свою страну,
    совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами Православия;
    формировать представление о Священном Писании и Предании Церкви как источнике нравственных законов жизни, критериев нравственного поведения православных людей; формировать у учащихся систему духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки.

   В ходе работы по учебной программе предусматривается развитие у учащихся представлений об историческом, духовном и социальном опыте белорусского народа, традиционном семейном укладе, праздниках и буднях православных христиан; формирование национальной идентичности и конфессионального самосознания подрастающего поколения. Основной идеей работы по учебной программе является приобщение учащихся V–IX классов к традиционным православным нравственным ценностям, т. е. работа на факультативных занятиях должна быть направлена не столько на усвоение обучающимися системы знаний, сколько на формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры.

   Предлагаемые сведения из Священного Писания и Предания, жизни Церкви служат той основой, которая должна обеспечить формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла). Дидактические принципы отбора содержания учебной программы:

    Опора на национальные традиции белорусского народа
    Содержание учебной программы строится с учётом особенностей национального менталитета, опирается на систему исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и традиций белорусского народа и направлено на развитие национального и конфессионального самосознания обучающихся.

     Соблюдение светского характера образования

   Содержание учебной программы отбирается и реализуется с учётом светского характера образования, а также с соблюдением положений действующих нормативных правовых документов. Программой исключается противопоставление научного и религиозного способов познания мира.

     Добровольность и толерантность
   
 Учебная программа реализуется исходя из запросов учащихся, а также согласия их законных представителей. Работа по программе даёт возможность организации воспитательного процесса в соответствии с духовными, культурными и государственными традициями белорусов. При этом содержание учебной программы строится на основе идей веротерпимости и любви к людям независимо от их конфессиональной принадлежности, предусматривает уважение к носителям иных национальных и религиозных традиций.

        Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
  
 Содержание учебной программы строится с учётом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста, их интересов и предпочтений. С целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса педагог отбирает формы и методы работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: их темпераментом, характером, склонностями, способностями, мотивацией и др.

      Системность, последовательность и преемственность
Данный принцип предусматривает реализацию непрерывности духовно-нравственного воспитания учащихся на протяжении всех классов II ступени общего среднего образования. Преемственность также реализуется через возможность осуществления воспитательной работы, начиная с I ступени общего среднего образования (при условии использования программы «Основы православной культуры», разработанной для I–IV классов).

       Принцип краеведческого подхода

    Данный принцип предусматривает знакомство учащихся с православными святыми и святынями родного края, с жизнью прихода, с которым сотрудничает школа, местного церковного округа и епархии. Материал учебной программы структурирован. Для каждого класса он представлен тремя взаимосвязанными блоками: «задачи», «содержание», «ожидаемые результаты», которые включают соподчинённые подразделы. Названия структурных компонентов учебной программы отражают её основные приоритеты, пути и средства достижения её цели. Содержание учебной программы имеет концентрический принцип построения, что даёт возможность последовательно расширять и углублять материал на протяжении всех лет обучения. Для каждого класса в учебной программе представлен учебно-тематический план, задачи, содержание, ожидаемые результаты.             
          Названия разделов и тем отражают основные направления работы, определяют пути и средства достижения цели. Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе. Формы и методы работы Основной формой проведения факультатива является учебное занятие, проводимое в учреждении общего среднего образования. Основными методами являются беседа, рассказ, обсуждение, просмотр фильмов, диспуты.

          Вместе с тем проведение факультативных занятий может быть сопряжено с подготовкой и проведением воспитательных мероприятий: благотворительных концертов, акций, праздников, конкурсов, театральных постановок, экскурсий и др. Закреплению получаемых знаний будет также содействовать общение с людьми православной веры в туристических походах по родному краю, при посещении музеев и художественных галерей, в ходе спортивных мероприятий. Учебной программой предусматривается посещение храмов, знакомство с местами расположения и значением отдельных икон, наблюдение за убранством храмов в канун праздников, участие в праздничных богослужениях, слушание песнопений и колокольного звона, посещение библиотек храмов, знакомство с работой церковноприходских школ.

     В целях более эффективной работы по реализации учебной программы целесообразным является обеспечение взаимодействия учреждения образования со структурами Белорусской Православной Церкви (приходами, монастырями, духовными учебными заведениями и др.) Другим направлением взаимодействия является сотрудничество учреждений образования с семьями учащихся. Цель данного сотрудничества – создание единого образовательного пространства, в котором духовно-нравственное воспитание учащихся будет осуществляться на общих духовных принципах, обозначенных в Соглашении о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью и иных документах. Учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры» для 5-9 классов учреждения общего среднего образования»

 По материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь adu.by