Главная страница Цели и задачи Житие Евфросинии Полоцкой Новости Из опыта работы Фотогалерея, архив Новомученики Витебщины Информация
Анонсы Документы Основы православия Храмы Витебска Программы Встречи Публикации Ссылки

Новомученики Витебщины
В поисках вдохновения: из опыта работы с новомучениками и исповедниками

Семинар «В поисках вдохновения: из опыта работы с новомучениками и исповедниками» прошел в библиотеке вмц.Екатерины Витебской епархии 8 апреля, в День памяти исповедника Владимира Еленевского, на базе библиотеки вмц.Екатерины Витебской епархии состоялся семинар «В поисках вдохновения: из опыта работы с новомучениками и исповедниками». В работе семинара приняли участие специалисты из Минска, Витебска, Могилёва и Жировичей.

        Иерей Владимир Ружинский, помощник архиепископа Димитрия по исторической комиссии Витебской епархии, рассказал об известных и малоизвестных фактах из жизни исповедника Владимира, о поиске и обретении его могилы, а также обозначил последующие этапы деятельности по дальнейшему прославлению местнопочитаемого подвижника.

       Демчик Наталья (мать София), бакалавр богословия Свято-Успенского Жировицкого монастыря, литературный редактор журнала  «Ступени», представила глубокий доклад «Прославление и почитание исповедников и новомучеников наш священный долг и исполнение заповеди о почитании родителей», убедительно продемонстрировала как «важно оставить в памяти поколений их имена, их христианский подвиг, чтобы  пример их благочестивой жизни и служение христианским идеалам давали вдохновение нам и тем, кто будет после нас».

      В онлайн-режиме приняли участие в работе семинара специалисты из Минска и Могилёва. Член комиссии по канонизации Могилевской епархии, преподаватель УО «Могилевский государственный электротехнический колледж» Марина Кальчибо в докладе «Из опыта работы по поиску информации о репрессированных» раскрыла методику работы по обсуждаемому вопросу.

      Интересными и содержательными были выступления Семченко Елены, организатора и преподавателя курсов православных экскурсоводов МинДУ  по теме «Деятельность паломнической службы Минского духовного училища по проекту «Новомученики и исповедники земли Белорусской», а также преподавателя УО «Могилевский государственный медицинский колледж» Антоненко Антонины по теме  «Они помогают нам в надежде, что мы поможем им» о могилевских новомучениках и исповедниках.

      Участникам семинара был предложен буклет «Исповедник Витебский Владимир Еленевский» и продемонстрирована медаль Святого исповедника Владимира Витебского.

В заключение организатор и руководитель семинара, библиотекарь Епархиальной библиотеки вмц. Екатерины, Коротчук Ксения провела обзор-презентацию материалов тематической выставки ко Дню памяти исповедника Владимира Еленевского, а также отдельных особо значимых изданий.

Участники семинара дали высокую оценку докладчикам и материалам, представленным для обсуждения и обмена,  а также наметили дальнейшие пути почитания памяти тех, кто в годы безбожного лихолетья сохранил для нас и для будущих поколений Православную Церковь  

     Елена Белова


 Даты жизни исповедника Владимира Еленевского: 7 июня 1874 - 8 апреля 1954 г..

Дар исповедничества – особый благодатный дар для христианина, венец его подвижнической жизни, веры и любви ко Господу. Не все могут его вместить и понести. Христиане XX века не боролись со львами, им не предлагали совершить жертвоприношение иным богам. Они проходили горнило страданий иначе, часто оклеветанные, они были брошены в тюрьмы, их позорили, как людей беззаконных, как врагов общества. Некоторые вышли из тюрьмы и продолжили исповеднический путь в мирных условиях, а многие были расстреляны. У пострадавших христиан XX века, как правило, общее стандартное обвинение – «антисоветская агитация». Святой Иоанн Златоуст пишет о том, что позор и злословие уязвляют душу подвижника больше, чем сама опасность. Мучеников и исповедников XX века причисляли к злодеям, над ними издевались в тюрьмах, а если им и удавалось выйти из тюрьмы, то, пораженные в правах, они часто были обречены на безработицу и голод.

Страдальческий исповеднический путь прошел и исповедник Владимир Еленевский. Воспитанный в священнической семье, в 1896 году он закончил Витебскую духовную семинарию. В 1900 году Владимир поступает в Императорский Юрьевский университет в городе Тарту на юридический факультет.  По окончании этого университета с 1994 по 1917 год он работал судебным следователем Витебского окружного суда и вел адвокатскую практику.

Исповедник Владимир женился на Вере Викторовне, которая родила сына и двух дочерей. Супруга стала его соратницей в церковных делах, а работала простой учительницей 28-ой школы первой ступени.

Одновременно со своей профессиональной деятельностью Владимир Николаевич активно участвовал в жизни Церкви. Его выбрали для участия в работе Епархиального управления. После закрытия управления в начале 1921 года Владимир Николаевич несколько лет служил в Витебской городской управе, а затем был переведен в губернский уголовный розыск.

Во время изъятия церковных ценностей Владимир Николаевич открыто заявил о грабительском характере этой кампании. Сам же он помогал нуждающимся людям личными средствами и имуществом. Осенью 1922 года против него и супруги было возбуждено следствие по доносу. Обвинение не было подтверждено, потому что все свидетели по этому делу рассказывали о бескорыстной помощи супругов Еленевских всем, кто в ней нуждался. Тем не менее, 9 сентября Владимир Николаевич был приговорен Витебским губернским революционным трибуналом к лишению свободы со строгой изоляцией на 1 год и с последующим запретом работать следователем в течение трех лет. Веру Викторовну приговорили к одному году лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком.

В тюрьме Владимир Николаевич был помещен в одну камеру со своими недавними подследственными по уголовным делам, и это усиливало тяжесть заключения и страданий исповедника. Но ничто его не сломило.

Вскоре после освобождения Владимир Николаевич овдовел. Тюремное заключение сильно подорвало здоровье супруги, которая почила в 1923 году. Владимир остался без работы, будучи отцом троих детей. Начался период частной юридической практики, консультаций, оформления жалоб и заявлений граждан.

В 1926 году Владимир Николаевич был избран в Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии. Особо знаменательным в этот период жизни остается факт неоднократного выдвижения его кандидатуры для рукоположения в епископский сан, как это практиковалось во времена раннехристианской Церкви.

Как опытный юрист Владимир Николаевич оказывал Святой Церкви неоценимую помощь в возобновлении деятельности ранее закрытых приходов и в деле возвращения десятков православных общин в церковное лоно из обновленческого раскола. Эта деятельность не осталась незамеченной властями, и 1 июня 1931 года исповедника Владимира арестовали вторично и после тюремного заключения отправили в ссылку.

Страницы его следственного дела свидетельствуют о несокрушимой вере в Бога в тяжелейшее время гонений на Церковь. Мудрость и профессионализм юриста позволяли ему использовать все законные возможности для возрождения, сохранения и укрепления Православной Церкви на Витебщине.

Во время Великой Отечественной войны Владимир Николаевич был активным церковным деятелем. В 1943 году в Свято-Покровской церкви Витебска прошел съезд представителей духовенства и мирян Полоцко-Витебской епархии, целью которого было открытие административного церковно-приходского центра. На этом съезде Владимир Николаевич Еленевский был избран членом Окружного благочиннического управления. Съезд принял решение об организации пастырских курсов, и Владимир Николаевич был в числе преподавателей.

После окончания войны Владимир Николаевич на несколько лет переехал в Минск и был юристом Минского епархиального управления. В 1949 году по причине преклонного возраста и тяжких болезней он возвратился в Витебск. Последние годы он активно участвовал в возрождении церкви на Витебщине.

В Витебске святой Владимир был прихожанином Спасо-Преображенской церкви, которая ранее находилась на месте 10-ой школы. Жил на 1-ой Ветряной улице – это современная улица Чехова. В его доме долгое время жил протоиерей Александр Григорович, настоятель Спасо-Преображенской церкви. Они вместе созидали церковный союз «тихоновцев», в который входили те, кто оставался верными Патриарху Тихону и не переходил в обновленчество. Благодаря мудрости и авторитету исповедник Владимир получил интересное прозвище «Дума тихоновцев».

Владимиру удалось воспитать доброго, чуткого и любящего сына Николая, который не дал показаний против отца в 1931 году, за что был изгнан из института, но остался любящим и преданным отцу. В 1944 году Николай пропал на фронте без вести. Отец пережил сына на 10 лет. Владимир Николаевич Еленевский скончался в Витебске в возрасте 80 лет, всей своей жизнью явив образец деятельной веры в Бога, мудрости, нестяжания и верности Святой Православной Церкви. Будучи простым мирянином, он смог внести существенный неоценимый вклад в жизнь церкви как в скорбные годы лихолетий, так и в годы церковного возрождения. Святость не зависит от иерархического положения внутри церкви. Дар исповедничества – благодатный дар, которым Господь наделяет людей призванных и Ему посвященных в полноте.

 

   
   



Значение подвига новомучеников и исповедников Витебской епархии в деле воспитания (Коротчук О.Н.)

 

 ****************************************************************
Священник Андрей Трусов

                                                                                                      Связь времен

Андрей Петрович Трусов (Трусс) родился в 1878 г. в г. Старый Быхов Могилевской губернии в крестьянской семье. Окончил Могилевскую Духовную семинарию. 

Внучка священника Нина Ивановна обнаружила искажение в фамилии Трусов в архивах НКВД. В мартирологе Витебской епархии он зарегистрирован как Трусс. Фотографии идентичны, ключевые даты также совпадают. 

Андрей Трусов рукоположен в сан священника в 1904 г. Господь даровал им с супругой Анной Петровной четырех сыновей и шесть дочерей. Супруга протоиерея Андрея была из обеспеченной семьи, поэтому они могли много жертвовать на храм и благотворительные проекты. Между супругами была настоящая любовь.

С 1906 г. о. Андрей служил священником в м.Островно Витебской губернии. При церкви организовал общество трезвости, которое действовало до 1917 г. и насчитывало до 20 человек. В школе м. Островно батюшка преподавал Закон Божий, помогал строить больницу и школу.

После революционных событий 1917 года был облечен особым доверием жителей м. Островно в то неспокойное время: по совместительству исполнял обязанности председателя правления местного потребительского общества вплоть до 1920 г., а в 1917-1929 гг. – технического работника крестьянского сельхозтоварищества и молочной артели.

В 1929 г. занял обособленную позицию до разрешения вопроса обновленческого раскола Вселенским собором: не подчинялся ни обновленцам, ни тихоновцам. В райисполкоме формально был занесен в список обновленцев.

7 июня 1929 г. вышел за штат, занимался садоводством и пчеловодством. После этого прихожане Островенской церкви хотели переоформить приход как тихоновский. О.Андрей помог им в этом, написав ходатайство архиепископу Николаю (Покровскому). В этом ходатайстве он называет себя «ни обновленцем, ни тихоновцем».

Арестован 14 марта 1931 г. Бешенковичским районным отделом ОГПУ. При аресте священника мучители решили унизить его в глазах жителей. Его привязали к телеге и с позором провели через всю деревню.

Обвинялся о. Андрей в антисоветской агитации, направленной на свержение советской власти. В ходе следствия из свидетельских показаний выяснилось, что «… поп Трусс Андрей еще до закрытия церкви в м.Островно бросил службу священника в связи с налогами и был сильно недоволен, когда закрыли церковь, по его совету был организован подпольный комитет по ее открытию …».

Позиция священника Андрея Трусова по отношению к большевикам была воинствующая, он открыто говорил, что у них ничего не получится, что со временем наступит развал.

Такого рода активность в те времена наказывалась крайне жестко –  16 апреля 1931 г. постановлением Тройки при ПП ОГПУ по БССР о.Андрей был приговорен к расстрелу.

Реабилитация священника Андрея Труса прокуратурой Витебской области состоялась почти через шесть десятилетий – 27 июля 1989 г.

Приход в Островно начинали возрождать с 80-х годов XX века, вначале приезжали священники и служили по праздникам. Внучка священника, Нина Ивановна Трусова, долго собирала деньги на открытие храма. В те годы, редкие люди готовы были жертвовать на церковь. Это расстраивало Нину Ивановну, дело казалось безнадежным. Как утешение она увидела во сне Господа, который сказал ей, что в деревне осталось только 3 процента верующих. Через несколько дней в Островно приехал правящий архиерей – владыка Димитрий.  Дело пошло быстрее.

В 2010 году началась активная реставрация храма. Был восстановлен купол, поставлен новый шпиль, проведен ремонт внутри церкви. Два года назад назначен настоятель храма – священник Андрей Дорощенко. Приход стал активно возрождаться. Богослужение проходит каждое воскресение и по большим праздникам.

 

Информационная служба ЦПП

*************************************************

Священномученик Николай, пресвитер Витебский

Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в деревне Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С 1873 года по 1877 год учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883 год — в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. В 1883-87 годах обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом.

С 6 октября по 4 декабря 1887 года Николай служил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. С 4 декабря 1887 года Николай Околович указом Преосвященного Маркелла (Поппеля), епископа Полоцкого и Витебского, назначен на должность противораскольнического миссионера.

17 января 1888 года он женился на дочери протоиерея Михаила Децикевича Александре. От этого брака родились два сына и две дочери.

Вскоре после женитьбы Николай Околович был рукоположен в сан диакона, а 2 февраля 1888 года и в сан священника.

С марта 1889 года отец Николай – законоучитель Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета. 15 августа 1897 года был награжден грамотой Священного Синода и наградной Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».

На Первом Миссионерском съезде, проходившем в Витебске 5-10 июня 1901 года, священник Николай Околович был единогласно избран председателем.

В 1906 году отец Николай серьезно заболел, и в 1907 году, по требованию врачей, он был вынужден переменить климат, переехав на служение в Воронеж.

С 13 августа 1907 года до 1 июля 1913 года священник Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». С октября 1908 года отец Николай был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. В 1911 году по инициативе священника Николая Околовича в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии трудами отца Николая были организованы обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.

Много лет священник Николай Околович был редактором «Полоцких епархиальных ведомостей» и «Воронежских епархиальных ведомостей», где печатал свои литературные труды — больше тысячи страниц миссионерских отчетов, проповедей, некрологов.

С 1913 года протоиерей Николай — законоучитель Двинского реального училища (современный город Даугавпилс, Латвия).

С мая 1919 года служил в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. В 1919 году при Николаевском кафедральном соборе города Витебска начала действовать пастырская школа под руководством священника Николая Околовича.

В 1922 году священник Николай Околович стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. Как раз в это время началось изъятие церковных ценностей. Благодаря мудрости, выдержке отца Николая, в ходе этой акции не было допущено кровопролития, хотя часть прихожан готова была до последнего защищать церковное имущество. Более того, в Успенский собор (приписанный к Николаевскому кафедральному собору) были возвращены изъятые литургические сосуды и церковная утварь, что позволило вновь совершать богослужения. Но сам отец Николай был арестован и содержался под стражей в течение двух недель, осужден на 1 год лишения свободы (условно), затем амнистирован.

С октября 1924 года протоиерей Николай Околович являлся настоятелем Ильинской церкви города Витебска. На этом месте служения он проявил себя ревностным и бесстрашным служителем Патриаршей церкви, готовым к жертвенным поступкам. В июле 1929 года он принял в Ильинскую церковь всю приходскую общину закрытой Николаевской (батальонной) церкви во главе со священником Игнатием.

В 1929-31 годах отец Николай был назначен благочинным городских церквей Витебска и помогал правящему архиерею в деле возрождения закрытых приходов. В это время из обновленчества удалось вернуть около 50 приходов. Протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в противостоянии обновленческому расколу в Витебске.

Такая активность престарелого священника не приветствовалась богоборческой властью. 24 апреля 1931 года он был арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. Виновным себя не признал. Отец Николай был осужден и выслан из Витебска на три года. В ссылке он скончался. Место заключения и мученической кончины отца Николая остались неизвестными.

Протоиерей Николай Околович был реабилитирован Витебской областной прокуратурой 12 сентября 1989 года.

В годы гонений на Православную Церковь протоиерей Николай Околович, воспитав в себе духовную мудрость, любовь к молитве, личную скромность и нестяжание, помог колеблющимся утвердиться в православной вере, мятущимся обрести душевный мир и прекратить вражду, а отпавшим в раскол вернуться к Матери Церкви.

Прославлен в лике святых Белорусской Православной Церкви определением Синода Белорусского Экзархата 4 ноября 2007 года.

Память святого священномученика Николая, пресвитера Витебского, празднуется 12 сентября (н. ст.) и в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Более подробно читайте здесь.

*********************************************

   

По следам священномученика Константина Жданова

Прошло более пяти лет со дня обретения мощей священномученика Константина Жданова под алтарем Дисненской Свято-Одигитриевской церкви - 20 августа 2013 года. Паломническая группа Центра православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой г. Витебска как раз в этот день приехала в храм Воскресения Христова в Дисне, чтобы поклониться недавно прославленному святому. 89 лет тело святого покоилось под кладбищенским храмом рядом с останками священника Николая Рафаловича. По благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) и благодаря усилиям местных верующих, особенно краеведа Петра Владимировича Боговича, народ Божий обрел возможность поклонения мощам священномуч. Константина, который был почитаем уже при жизни. Его уважают за бескорыстное и самоотверженное служение Богу и людям, а также за то, что он был мастером слова. Будучи строг и добр одновременно, священномуч. Константин умел найти подход к сердцу почти каждого человека. Он непрестанно наставлял людей в проповеди и в личной беседе. Перед своей мученической кончиной он смело общался со своими убийцами и обличал их в том, что они берут на себя грех убийства невинного человека. Они решили исполнить его последнее желание. Священномуч. Константин сказал, что он хочет помолиться. Когда убийцы стали стрелять, то ни одна пуля не попала в него, находящегося в молитвенном состоянии. Но убийцы рассвирепели и решили зарубить его лопатами, а затем еще живого закопали в яме. Если бы кто-то был рядом и вовремя раскопал святого, то тот бы остался в живых. Господь усмотрел по-другому, благословляя подвиг священномуч. Константина мученической кончиной. Ведь и перед самой смертью он мог бежать, но шел смело вперед, сказав попутчику, свящ. Михаилу Синявскому: «Я никому ничего плохого не сделал. Что Бог пошлет, то и буду терпеть» [2, c. 16].

Дисна – небольшой городок в форме полуострова, который находится вдалеке от больших дорог и больших городов на месте слияния двух рек, Западной Двины и Дисны. Когда-то это был районный центр, имел значение современных Миор. Благодаря строительству железной дороги город Миоры значительно увеличился, а город Дисна, наоборот, существенно уменьшился. И, тем не менее, с годами историческая значимость этого города возрастает. В 1916 году

 . Пути священномуч. Константина и патр. Тихона пересеклись в 1916 году.  29 августа владыка Тихон посетил Старо-Шарковщинский приход и увидел в лице настоятеля ответственного служителя Церкви. В этом же году владыка Тихон поручает иерею Константину руководство Березвечской женской второклассной школой, которая была открыта с 1901 года при Березвечском Рождество-Богородицком женском монастыре. В 1916 году ее эвакуировали в Старо-Шарковщину.

Священномуч. Константин проявлял особую заботу о детях, особенно о сиротах. Проникнувшись горем собственного сына, Георгия, который осиротел в два годика, он искренне сострадал детскому горю. Сохранились документальные свидетельства о том, что отец Константин устроил два приюта [1]. Он не отказывал в помощи просящим, а у обездоленных и убогих не брал никакой платы за исполнение треб, а сам мог снабдить их всем необходимым. Таким он сохранился в памяти прихожан Старо-Шарковщинского Свято-Успенского прихода, в котором прослужил 19 лет с 1900 года, когда в возрасте 25 лет был назначен настоятелем храма.  Именно эта благодарная память верующих и способствовала прославлению святого в лике священномученика. Местное почитание – одно из свидетельств святости человека. Тем не менее, самое яркое и бесспорное доказательство – это нетленные мощи святого. Промыслом Божиим останки священномуч. Константина находятся теперь в храме Воскресения Христова в Дисне. В храме, который славится Дисненской иконой Божьей Матери «Одигитрия», что в переводе – Путеводительница. Святой мученик – это также путеводитель христиан на крестном пути. Слава Тебе, Боже, за Твой Промысел и за священномученика Константина!

Ксения Коротчук

                                                                                               *****************************************