Утверждена учебная программа факультативных занятий по Основам
православной культуры для 5-9 классов
Общее среднее образование
В Беларуси создана новая учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры» для 5-9 классов
учреждения общего среднего образования. Программа утверждена Президиумом
Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь по
социальной и воспитательной работе и рекомендована для использования в
образовательном процессе с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением
“Национальный институт образования” Министерства образования Республики
Беларусь» (протокол № 1 от 05.04.2017).
Программа создана авторским коллективом, в который вошли: А. В. Бройко, Т. Е. Сергеенко, М. Н. Трубач, В. В. Чечет (Под
редакцией А. В. Бройко) и является основной частью учебно-методического
комплекса по духовно-нравственному воспитанию учащихся V–IX классов. Программа
обеспечивает преемственность работы по духовно-нравственному воспитанию
подрастающих поколений, реализуя основные направления воспитательной работы,
заложенные в учебной программе «Основы православной культуры» для I–IV классов.
Данная программа может быть также использована в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи в
соответствии с индивидуальными запросами несовершен- нолетних обучающихся и их
законных представителей. Цель учебной программы факультативных занятий «Основы
православной культуры»: формирование духовно-нравственной культуры учащихся V–IX
классов на основе традиционных православных ценностей. В ходе её достижения
решаются следующие задачи:
побуждать учащихся к духовному саморазвитию и нравственному совершенствованию;
развивать у учащихся стремление и умение делать счастливым себя, свою семью, свою страну,
совершенствовать окружающую жизнь в соответствии с духовно-нравственными идеалами Православия;
формировать представление о Священном Писании и Предании Церкви как источнике нравственных законов жизни,
критериев нравственного поведения православных людей; формировать у учащихся
систему духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои
действия и поступки.
В ходе работы по учебной программе предусматривается развитие у учащихся представлений об историческом, духовном и
социальном опыте белорусского народа, традиционном семейном укладе, праздниках и
буднях православных христиан; формирование национальной идентичности и
конфессионального самосознания подрастающего поколения. Основной идеей работы по
учебной программе является приобщение учащихся V–IX классов к традиционным
православным нравственным ценностям, т. е. работа на факультативных занятиях
должна быть направлена не столько на усвоение обучающимися системы знаний,
сколько на формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения,
характерных для православной культуры.
Предлагаемые сведения из Священного Писания и Предания, жизни Церкви служат той основой, которая должна обеспечить
формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных
ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра
и зла). Дидактические принципы отбора содержания учебной программы:
Опора на национальные традиции белорусского народа
Содержание учебной программы строится с учётом особенностей национального менталитета, опирается на систему
исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и традиций белорусского
народа и направлено на развитие национального и конфессионального самосознания
обучающихся.
Соблюдение светского характера образования
Содержание учебной программы отбирается и реализуется с учётом светского характера образования, а также с соблюдением
положений действующих нормативных правовых документов. Программой исключается
противопоставление научного и религиозного способов познания мира.
Добровольность и толерантность
Учебная программа реализуется исходя из запросов учащихся, а также согласия их законных представителей.
Работа по программе даёт возможность организации воспитательного процесса в
соответствии с духовными, культурными и государственными традициями белорусов.
При этом содержание учебной программы строится на основе идей веротерпимости и
любви к людям независимо от их конфессиональной принадлежности, предусматривает
уважение к носителям иных национальных и религиозных традиций.
Учёт возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся
Содержание учебной программы строится с учётом возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста,
их интересов и предпочтений. С целью достижения оптимальных результатов
образовательного процесса педагог отбирает формы и методы работы в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей: их темпераментом,
характером, склонностями, способностями, мотивацией и др.
Системность, последовательность и преемственность
Данный принцип предусматривает реализацию непрерывности духовно-нравственного
воспитания учащихся на протяжении всех классов II ступени общего среднего
образования. Преемственность также реализуется через возможность осуществления
воспитательной работы, начиная с I ступени общего среднего образования (при
условии использования программы «Основы православной культуры», разработанной
для I–IV классов).
Принцип краеведческого подхода
Данный принцип предусматривает знакомство учащихся с православными святыми и святынями родного края, с жизнью
прихода, с которым сотрудничает школа, местного церковного округа и епархии.
Материал учебной программы структурирован. Для каждого класса он представлен
тремя взаимосвязанными блоками: «задачи», «содержание», «ожидаемые результаты»,
которые включают соподчинённые подразделы. Названия структурных компонентов
учебной программы отражают её основные приоритеты, пути и средства достижения её
цели. Содержание учебной программы имеет концентрический принцип построения, что
даёт возможность последовательно расширять и углублять материал на протяжении
всех лет обучения. Для каждого класса в учебной программе представлен
учебно-тематический план, задачи, содержание, ожидаемые результаты.
Названия разделов и тем отражают основные направления работы, определяют пути
и средства достижения цели. Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе. Формы и
методы работы Основной формой проведения факультатива является учебное занятие,
проводимое в учреждении общего среднего образования. Основными методами являются
беседа, рассказ, обсуждение, просмотр фильмов, диспуты.
Вместе с тем проведение факультативных занятий может быть сопряжено с
подготовкой и проведением воспитательных мероприятий: благотворительных
концертов, акций, праздников, конкурсов, театральных постановок, экскурсий и др.
Закреплению получаемых знаний будет также содействовать общение с людьми
православной веры в туристических походах по родному краю, при посещении музеев
и художественных галерей, в ходе спортивных мероприятий. Учебной программой
предусматривается посещение храмов, знакомство с местами расположения и
значением отдельных икон, наблюдение за убранством храмов в канун праздников,
участие в праздничных богослужениях, слушание песнопений и колокольного звона,
посещение библиотек храмов, знакомство с работой церковноприходских школ.
В целях более эффективной работы по реализации учебной программы целесообразным является обеспечение
взаимодействия учреждения образования со структурами Белорусской Православной
Церкви (приходами, монастырями, духовными учебными заведениями и др.) Другим
направлением взаимодействия является сотрудничество учреждений образования с
семьями учащихся. Цель данного сотрудничества – создание единого
образовательного пространства, в котором духовно-нравственное воспитание
учащихся будет осуществляться на общих духовных принципах, обозначенных в
Соглашении о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской
Православной Церковью и иных документах. Учебная программа факультативных
занятий «Основы православной культуры» для 5-9 классов учреждения общего
среднего образования»
По материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь adu.by |
|